Высшая школа рекламы

13 апреля 1995 года, в четверг, при теплой солнечной погоде, после длительного периода туч, облаков и дождей на рекламном горизонте в Институте Молодежи напротив заповедной зоны Кусково состоялась презентация проекта «Высшая школа рекламы».

Его представляли ректор Института молодежи Ильинский И.М., президент РАРА Филиппов В.В. и Осипова Н.М.

Организаторы представили первое в России учебное заведение, которое будет готовить высококвалифицированных специалистов, получающих диплом о высшем образовании установленного государственного образца по специальности «Реклама».

До первых вступительных экзаменов оставалось менее трех месяцев.

Чтобы оценить значение этого события более чем двадцатилетней давности, надо иметь некие точки отсчета. В мире существуют тысячи учебных заведений, готовящих рекламистов, в России – еще ни одного. Естественно, и специальность такая – реклама – отсутствует. Ее еще надо лицензировать в Госкомвузе РФ. И даже в рекламном сообществе мнения разнятся: высококлассные кадры нужны позарез уже сегодня, но правильно ли сейчас тратить силы и время на подготовку специалистов, которые закончат учебное заведение через 5-6 лет? Представьте – «старейшим» негосударственным рекламным агентствам страны в этот момент – 4-5 лет, Ассоциации – 3 года, Общественный Совет по рекламе только создается, Закон о рекламе еще не принят.

Организаторы Школы – Институт Молодежи, Корпорация «Социальное развитие» и Ассоциация рекламных агентств России – готовили образовательный проект «Высшая школа рекламы» более полугода. Полгода мучительных дебатов и кропотливой работы, от согласования пунктов договора до составления учебных планов и программ, от создания концепции факультета рекламы до разработки, издания и приобретения учебных пособий, учебников, учебно-методической литературы, от вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности нового факультета до организации рекламной кампании в СМИ и привлечения инвесторов и попечителей.

13 апреля 1995 г. прессе был представлен проект, рассчитанный надолго. Фантазии организаторов хватило на три этапа. Первый этап (1995 – 1997 гг.) был расписан по датам:

15 апреля 1995 г. начала работу приемная комиссия;

25 апреля 1995 г. начинают работу подготовительные курсы;

июль 1995 г. – вступительные экзамены для имеющих среднее образование на отделения по специальностям: «Рекламный маркетинг», «Рекламный менеджмент», «Режиссура теле-, видео- и радиорекламы», «Художественный дизайн рекламы», и творческие – для имеющих высшее образование на 2-х годичное отделение переподготовки;

1 сентября 1995 г. – начало занятий;

1 октября 1995 г. – начало работы подготовительного отделения;

сентябрь-октябрь – открытие спецкафедр и мастерских;

март 1996 г. – 1-й студенческий фестиваль рекламы;

весна 1997 г. – первый выпуск ВШР (по 2-х годичному циклу для имеющих высшее образование);

Второй (1996-1998 гг.) и третий (1997-1999 гг.) этапы – дат не имели и включали в себя каждый по два пункта, зато глобальных:

создание фото-видео-аудио-библиотеки рекламы на мировом уровне;

получение гранта,  наряду с российским дипломом предоставляющего выпускникам магистратуры возможность получить соответствующий зарубежный диплом;

создание музея истории российской рекламы;

создание центра рекламы.

«Десять лет спустя»

За 10 лет произошло много событий, ВШР стала факультетом рекламы, Институт Молодежи – Московским гуманитарным университетом АРАР тоже переименовали.

Не все в поэтапном плане развития удалось реализовать. Что-то из этого плана, наверно, можно перенести и на следующее десятилетие.

Но главное свершилось – появилось первое в России учебное заведение, готовящее высококвалифицированных специалистов с диплом о высшем образовании установленного государственного образца по специальности «Реклама». Сегодня это ведущее высшее заведение, которое объединяет преподавателей и студентов рекламной индустрии в стране.

А ровно через год – 14 апреля 1996 года – в Москве, на стадионе МИСИ состоялся первый футбольный турнир рекламных агентств на призы Авроры.

Играли 15 команд – ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ, АПР, ИМА-ПРЕСС, ВИДЕОАРТ, МАКСИМА, КОНТАКТ, БЛИК КОММЬЮНИКЕЙШНЗ, Р.И.М., СОТЭК, ПРЕМЬЕР СВ, ЧЕНИ, DMB&B, АВРОРА, McCann-Erickson  и ВЫСШАЯ ШКОЛА РЕКЛАМЫ.

Рядом с Юрием Заполем, Михаилом Лесиным, Владимиром Филипповым, Игорем Писарским, Владимиром Жечковым играли под предводительством Валерия Ивановича Козловского, первого декана факультета рекламы, Максим Шихов, Денис Финберг, Павел Черемошнюк, Сергей Смолякин,  Александр Викулин, Альберт Рябышев, Сергей Пархоменко, Денис Беловолов, Денис Мельников, Владимир Дьяконов.

Началась игра на одном поле.

«Двадцать лет спустя»

В мае-июле 1995 года на ведущих каналах центрального телевидения шла реклама. За кадром голос: «…объявляется прием на рекламу со специализациями: рекламный менеджмент, рекламный маркетинг, режиссура  рекламы, дизайн в рекламе. Приемная комиссия работает с 15 мая, подготовительные курсы с 25 июня, вступительные экзамены с 10 июля...»

А в кадре заставка Каннских львов, когда эмблема превращается в награду.

Как сегодня, 20 лет спустя,  оценить этот простенький 15-секундный ролик: авантюра, молодой задор или предвиденье?

На реализацию такого проекта могли потребоваться годы. В середине «лихих 90-х» на подготовку – от первой встречи организаторов до получения лицензия Госкомвуза – не прошло и полугода.

Многое изменилось за 20 лет. Нет Госкомтруда РФ,  РАРА стала  Ассоциацией Коммуникационных Агентств России, Институт Молодежи – Московским гуманитарным университетом.

За 20 лет работы факультета рекламы подготовлено  3000 специалистов для индустрии рекламы, связей с общественностью и дизайна. Многие выпускники возглавляют рекламные агентства, работают в крупных маркетинговых компаниях. В числе выпускников есть режиссеры  кино и телевидения.  Несколько человек после обучения в аспирантуре защитили кандидатские диссертации.

Преподаватели факультета рекламы с участием  представителей рекламной индустрии подготовили и издали более пятидесяти учебников и учебных пособий по различным дисциплинам, по которым учатся студенты.

Студенты и выпускники факультета рекламы неоднократно были победителями  престижного   Конкурса молодых  креаторов  Московского международного фестиваля рекламы и получали право представлять Россию на международном фестивале рекламы «Каннские львы» во Франции. В 1999 году – Виталий Шепелев и Михаил Смирнов, студенты 3 курса факультета рекламы. В 2001 году – Анна Пушкарёва и Заур Засеев, студенты 2 курса факультета рекламы. В 2002 и 2003 годах – Виталий Шепелев и Ирина Бажанова. В 2006 году – Арег Сафарян и Денис Елисеев, выпускники Московского гуманитарного университета.  В 2007 году – Михаил Лоскутов и Антон Демаков, выпускники факультета рекламы 2006 года. В 2010 году – Вера Карпова, выпускница факультета рекламы вошла в число победителей конкурса Future Lions 57 Международного фестиваля рекламы «Каннские львы». В 2010 году Оргкомитет Московского Международного Фестиваля Рекламы и Маркетинга Red Apple выразил благодарность Московскому гуманитарному университету за помощь в организации и проведении  двадцатого,  юбилейного фестиваля маркетинга и рекламы Red Apple.

В июне 2011 года выпускница факультета рекламы МосГУ Арина Авдеева в составе команды рекламного агентства Leo Burnett на Международном фестивале креативности «Каннские львы» победила в номинации «Наружная реклама» и получила Золотую статуэтку Льва.

Вы заметили? Уже через четыре года после открытия факультета его студенты представляли Россию на «Каннских львах».

Заставка с первой рекламы факультета стала реальностью, воплотилась в жизнь.

Свежая справка: По итогам 2017 года у Высшей школы рекламы уже 3268 выпускников. Есть Лауреаты Премии ТЭФИ, Обладатели Золотого и двух бронзовых львов Каннского фестиваля. Более 60 человек - генеральные директора и владельцы креативных и коммуникационных агентств.

 

Комментарии закрыты.