Это был уже конец лета 1995 года, а выборы в декабре 1995-го. Надо было составить концепцию, придумать ролики, слоганы, эмблемы – вообще все с нуля. Причем в этот момент у меня половина агентства ушла. Но простых путей я себе никогда не искала, поэтому мы начали с основ.
Решили создать эмблему этого движения. Но просто так же эмблему нельзя создать. Надо поехать в Петербург в Геральдическую палату, к председателю Геральдической палаты и выяснить, что к чему, что можно, что нельзя. У нас получился подсолнух, земля, небо, созданные художниками и одобренные Геральдической палатой.
С ними довольно плотно работал композитор-песенник Александр Морозов. Мы провели его концерт в концертном зале «Россия». А он «Женщинам России» – гимн.
Потом были конкурсы в Торгово-промышленной палате тоже с большой концертной программой, с представлениями из регионов по разным направлениям. Было создано огромное количество видео. Даже не роликов, а настоящих документальных фильмов. Я в Красногорске, где располагается киноархив, сидела несколько дней, подбирала военные кадры, всякую другую хронику с женщинами.
Кроме Екатерины Лаховой, в «Женщинах России» было довольно много известных на тот момент действующих лиц. Некоторые из них до сих пор на слуху. Во фракции было два сопредседателя. Одна из них – бывший председатель пионерской организации Алевтина Федулова. Еще одна – Светлана Орлова, сейчас губернатор Владимирской области.
Тогда у них было несколько главных идей. Во-первых, они проводили мысль, достаточно популярную, что только женщины могут спасти Россию, потому что мужики уже все развалили. Во-вторых, за рубежом – много женщин во власти, у нас их практически не было, ни одного министра, например. Это нужно исправить.
Мужчин во фракции среди депутатов не было.
В целом во фракции всем заправляли женщины – только руководитель аппарата мужчина. Но такая связка не работала, согласовать было нельзя ничего. Вот, например, мы приносим плакат. И сразу начинается – это мне не нравится, эту фотографию надо перенести, а эту – оставить, у этой не тот поворот лица, а эту надо перефотографировать. И опять приезжает фотограф, ставит свет. Все заново начинается… Все эти многочасовые беседы ни о чем…
Тем не менее, мы сделали отличные ролики по 15 секунд, где играли замечательные Александр Белявский и Галина Польских, другие известные актеры. Очень классные по идее, по исполнению, по всему. Но это проще показать, чем рассказывать.
Плакат сделали интересный: вся партийная элита поднимает тост за женщин России. Черномырдин с бокалом, Говорухин, Жириновский, Зюганов со стаканом, Рыбкин, Гайдар, Явлинский, Лапшин… В общем, все. Все с бокалами, и каждый поднимает тост за женщин России. И наш логотип, шрифт. Напечатано это было в формате А3 тиражом 1000 экземпляров.
Я попросила Лахову завязать их бантиками и раздать всем руководителям фракций. Она раздала. После этого депутат Вячеслав Марычев, который очень любил в Думу то в пионерском галстуке прийти, то в телогрейке, с этим плакатом вышел в зал заседаний… А там Иван Рыбкин, на тот момент – спикер Госдумы. И вот Марычев к Рыбкину обращается: «А вы вообще за женщин России?», тот говорит: «Я-то вообще да». И тут началась дискуссия о женщинах, политике… И все это на ТВ в новостных программах вечером. А дальше часть плакатов ЛДПР украла, пошли на Красную площадь ими торговать.
Я предлагала за 3-5 дней до выборов на больших билбордах повесить эти плакаты с мужчинами, выпивающими за «Женщин России». Получилось бы, что все партии агитируют за список «Женщин России». Но фракционные женщины побоялись.
Вместо игровых роликов они пустили ролик с Лаховой и ее внучкой. А в наших роликах была хроника в большом количестве, были сюжеты с депутатами из «Женщины России», которые решают реальные проблемы. Они ведь действительно много летали по стране, делали на самом деле много – для военных, для многодетных… Проблема заключалась в том, что членов фракции – 15 человек, и все решения обязательно должны были принимать коллегиально.
Жириновский все, что надо, решал сам. Коммунисты – на съезде, а дальше спускали в рабочую группу. А женщины каждый раз собирали всю фракцию и обсуждали любую мелочь, не говоря уже о серьезных вещах. С рекламной компанией так же. Она в 1995 году действительно была одной из лучших. Но вот в ходе кампании они решают: «Нет, все, давайте менять на другое!»
Если бы они согласились хотя бы с половиной той концепции, которую мы им предложили и все бы сделали, то точно бы прошли в Думу второго созыва. Им тогда не хватило каких-то сотых до 5%. На самом деле, по большому счету, «Женщины России» набрали свои проценты. Но многие из них шли не только по партийному списку, но и по одномандатным округам. И по своему округу они в любом случае проходили в Думу. А кому-то по партийным спискам не хватало этих самых десятых и сотых. Ну, их и перекидывали. Тогда это было достаточно легко. Грубо говоря, они просто разменяли свой партийный список на пять человек по округам.
[/mp_span] [/mp_row]