Автограф

Очередной Московский международный кинофестиваль. Софи Лорен – почетный гость фестиваля.  Приехала всего на несколько дней. Она не первый раз в Союзе, не первый раз в Москве, не первый раз на кинофестивале. Но в этот раз она впервые приехала с сыном, чтобы показать ему Москву.

Уже объявлена запланированная и согласованная с ней пресс-конференция. И вдруг неожиданное заявление звезды: «Я не приду. Я забыла дома бигуди».

1989 год. Пойти в магазин и купить бигуди невозможно. Их просто нет, они не продаются у нас в Москве.

К счастью, оказывается, что приятельница одного из членов оргкомитета только что приехала с международного конкурса парикмахеров. Она заняла первое место, и ей подарили целый набор необходимых парикмахеру инструментов, и в этом наборе есть и бигуди. Через пару часов звонков, согласований, поездки через всю Москву к парикмахеру, бигуди привозят Софи Лорен.

Когда через несколько дней Софи Лорен с сыном собираются уезжать,
сопровождающий-провожающий, приехавший за ними в гостиницу, робко спрашивает: «Мадам, а бигуди?». Она удивленно смотрит: «А я их уже упаковала в чемодан».

Бигуди были хорошими, профессиональными. Иначе она вряд ли бы их упаковала. Может быть, посчитала, что это подарок. Может быть, вообще ничего не считала, воспринимая как само собой разумеющееся. Этот курьезный случай вряд ли как-то характеризует Софи Лорен, но хорошо характеризует Москву 1989 года.

***

На пресс-конференциях за спиной почетного гостя располагалась эмблема Российской товарно-сырьевой биржи, спонсора кинофестиваля. РТСБ возглавлял Константин Боровой, который и дал деньги на организацию работы жюри, пресс-центра, приглашение гостей. По нынешним временам сумма не большая, но для 1989 года очень приличная.

Очередная пресс-конференция с членом жюри фестиваля актрисой Мишель Мерсье, знаменитой Анжеликой. Фотограф удачно запечатлел Мишель, которая как будто показывает пальцем на эмблему спонсора. Правда, сама Мишель вышла не очень удачно. Я, не очень веря в успех, все-таки пытаюсь получить автограф. Мы вдвоем без переводчика, поэтому объясняемся жестами.

Она: «Очень плохая фотография». Я показываю: «Порвать?». Она кивает: «Да, порвать». И я ее хорошо понимаю, это не просто женщина, которой не нравится фотография, это актриса, которой не нравится фотография. И это уже не каприз.

Я показываю эмблему, пытаюсь объяснить, что они дали деньги на фестиваль, на пресс-центр, на жюри. Она: «Это очень важно?» – «Да».

И тут у меня на глазах француженка, красавица, актриса, избалованная вниманием, привыкшая к обожанию, становится бизнес-леди. Это происходит за секунду. И она ставит автограф на эту неудачную фотографию с эмблемой такого важного для нас спонсора.

Для меня это было открытием. Я впервые увидела, что «великие» умеют переступать через свои капризы, уважая чужие деньги и чужое отношение.

***

Дни Римини в Москве. Организаторов много, в том числе, посольство Италии. На фестиваль приехал Тонино Гуэрро – душа Римини, его ангел. Автор сценариев фильмов Антониони и Феллини и их друг. Тарковский жил в Италии у Тонино Гуэрра, который помогал ему со съемками, знакомил с разными людьми. А еще жена у Тонино – Лора, русская, с которой он в Москве познакомился.

Накануне открытия Дней Римини в Москве – пресс-конференция с Тонино Гуэрра в «Союзинформкино», которую я провожу. А переводчиком, как всегда у Тонино, была Лора.

На следующий день Лора и Тонино пригласили меня к себе домой в гости.
Тонино хорошо рисовал, необычно. И любил дарить свои картины. И мне он дарит картину. Но она не похожа на его рисунки. Русские деревянные ложки в деревянном стаканчике, стол, больше похожий на земной шар, микрофоны, которые похожи на что-то вылавливающие локаторы… Его впечатления от вчерашней пресс-конференции. И подпись: «A Natasha, grazie. Tonino Guerra. 27.3.1990».

Комментарии закрыты.