Высшая Школа Экономики

С Высшей школой экономики я познакомилась в 1994-95 годах. Вначале мы сотрудничали как заказчик и агентство. Я была директором рекламного агентства.

С 1998 года я в штате Школы начальником Управления по связям с общественностью. В управлении – четыре отдела: отдел по работе со студентами, отдел PR (внутренний и внешний), плюс сайт и полностью обслуживание всех факультетов и подразделений внешней и внутренней рекламой. До 2003-го. В 1998 году у ВШЭ не было не только портала – не было сайта, не было буклетов, традиций, факультетов было совсем немножко. Не было зданий на Кирпичной, на Варшавке. Кто-то учился в Кочновском, только что переехали на Мясницкую. Студенты были разобщены. Одной из моих задач было создать связь. Связи с общественностью – это на любом уровне связи: между факультетами и студентами, между преподавателями и студентами, связи студентов по каким-то интересам, не только профессиональным, но и творческим, спортивным. Студенческая жизнь тогда только зарождалась со всеми ее проблемами, интересами, отсутствием помещений. Необходима была связь с базовыми школами, абитуриентами, их родителями, популяризация Школы, которая была еще достаточно молода и широко известна только в узких кругах. Необходима была связь со средствами массовой информации, которые должны были узнать и полюбить Школу.

Первое, что удалось сделать, – это сайт. Он открылся осенью 1998 года. В течение очень короткого времени стал одним из лучших вузовских сайтов. Все праздники, вся сувенирка, вся реклама так или иначе варились в двух-четырех комнатах на 5-м этаже. Этим бурно занимались 12 человек. Все дни открытых дверей мы проводили, участвовали в выставках, студенческих мероприятиях, и дискотеки, и Новый год, и выпускные, сувенирная продукция, печатная продукция, буклеты и фильмы. Нам было безумно интересно. Работа была очень напряженной: 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Когда открывалась Вышка, она открывалась только как магистратура. Набор был сто студентов. Предположить, что их будут тысячи, никто не мог. Необходимо было заложить традиции. Если что-то всерьез и надолго, оно должно иметь корни, традиции.

Первый день первокурсника был в 1998 году. С 1998 года Школа стала регулярно справлять дни рождения. До этого она их не справляла. Представьте себе 1998 год, со всеми дефолтами, со всеми неприятностями, какие только могут быть. Предложить справлять шестилетие было рискованно, но, тем не менее, после этого не было ни одного года, когда день рождения Школы не становился бы общим праздником.

Понимая, что десятилетие будет мощным, на девять лет решили устроить репетицию. Было принято положение о «Золотой Вышке». Первый раз было семь номинаций. 2001 год. Номинации: «Лучший студент», «Лучший преподаватель», «Лучшая студенческая организация», «Лучшая научная работа», «Вклад в развитие Школы», «Вклад в развитие страны», «Лучший выпускник».

Конкурс идет, и отбор такой же, как на «Оскар». Сначала до определенного срока все вносят заявки, заявки вносит любой человек, подразделение, кафедра, факультет, студенческая организация, сейчас, наверное, это ученые советы факультетов. Ученый совет отбирает по три представителя в каждую номинацию. Непосредственно перед началом вручения (мы это делали в Колонном зале на десятилетие) ординарные профессора в закрытой комнате определяют победителей. Сейчас престиж «Золотой Вышки» очень высокий, материальное обеспечение тоже.

Студенты в какой-то момент обиделись на то, что их не замечают, и придумали в противовес свою премию – «Чугунное яйцо». Она вручалась в этот же день в этом же помещении. Если на основной сцене вручается «Вышка», то через час в холле студенты вручают неограниченное количество «Чугунных яиц».

«Не для школы, а для жизни мы учимся» – это девиз Школы. Мне кажется, что девиз крайне удачный. Его нашли студенты еще самого первого набора среди латинских фраз, и он оказался очень точным, определяющим суть Вышки.

Когда Евгений Григорьевич Ясин, научный руководитель Вышки, начал каждый месяц по средам проводить «семинар Ясина», мы стали приглашать средства массовой информации на этот семинар.

Прорыв в работе со СМИ произошел на первой международной Апрельской конференции, когда было аккредитовано порядка ста средств массовой информации. Они имели право присутствовать на всех мероприятиях.

Мы стремились выработать общий стиль, когда у каждого факультета своя птичка, символика, но в то же время такая же, как у других. На одном из городских парадов первокурсников только студенты Вышки шли с флагами факультетов, на которых были нарисованы смешные птички. Как ребята радовались!

Еженедельно мы выпускали газету «Ваша среда» на четырех страницах. Она выходила по средам. В 2002-м был сделан календарь. Каждая страница – это какой-то факультет. В середине были часы. Птичку мы сделали мягкой игрушкой. Она вручалась лучшим выпускникам. Шили их в Уфе дети из детского дома. Их обожали.

Еще одна традиция, нами заложенная, – церемония вручения дипломов выпускникам МИЭФа. Дипломы английские вручали в английском посольстве в присутствии посла, а российские вручались у нас в этот же день с интервалом в час. Родители приглашались и туда, и туда. И вот в английском посольстве им вручили бобра. И оказалось, что у Лондонской школы экономики – это уже многие десятилетия существующая игрушка. Мы посадили на стол бобра и птичку в обнимку, и получилась какая-то новая эмблема и история МИЭФа. Необходимо эти легенды и традиции развивать, продолжать придумывать, иначе мы не жизнеспособны. Прошло уже много лет, а эта церемония именно в таком виде живет. Это приятно.

Когда в подвале здания в Кочновском переулке было, наконец, выделено несколько комнат, в которых разные студенческие организации могли собираться и что-то делать – это было на самом деле большое событие. И мы решили его отпраздновать и устроили в столовой праздничное угощение. Блюда назвали: «первый экзамен», «по-эразмусовски», «гнездо»… У нас, у ВШЭ, побратим был в Роттердаме, второе образование можно было получить в Университете Эразмуса. «Гнездо» – это как бы Гнездниковский переулок, где располагается один из корпусов «Вышки». «Кочновское раздолье» – ассоциация с корпусом в Кочновском проезде. «Треугольники слоеные по-мясницки» – только-только открылся корпус на Мясницкой. «Витаминчик для политологов» – как раз недавно начал работать факультет политических наук. Было блюдо «Экономика кризисного периода»...

Первый юбилей мне виделся в красивом и торжественном месте, как, например, Колонный зал Дома Союзов. Но без стола, покрытого зеленым сукном, и президиума.

О зеленое сукно и президиум мы сломали немало копий в кабинете Евгения Григорьевича Ясина, где собирался оргкомитет юбилея с участием проректоров. Концепция вся держалась на «Золотой Вышке». Факультеты уже начали давать свои предложения. Ученый Совет отбирал, утверждал номинантов и победителей. А дальше – почти «Оскар»: короткий фильм о каждом номинанте (в каждой номинации их было три). Конверты. Победители, награды и призы. Вперемежку идут студенческие  концертные номера, награждение и выступление  почетных гостей. Потом фуршет в большом зале, специально накрытый для всех гостей. А до этого всего – фильм о школе, который снимали профессионалы, но по моему сценарию. Его никто еще не видел, но почти все участвовали. Что там, в фильме будет, никто не знал, но надеялись, что ничего плохого не будет.

Но проходит пять или шесть заседаний оргкомитета, и каждый раз все упирается в президиум на сцене за столом с зеленым сукном. Выступят, расскажут, как создавалась Школа. Потом президиум уйдет, потом концерт, ну и далее по программе. Президиум же с начальниками куда-то уйдет, и все остальное будет уже без них. Я же считала, что они должны присутствовать от начала до конца, но в зале.

А в это время кто-то раскопал, что министерствам исполняется в тот год 200 лет. Cначала Министерство налогов и сборов решило, что будет отмечать эту торжественную дату, потом другие министерства «заразились» этой идеей.

Ну и Минэкономразвития тоже решает, что 200 лет они празднуют. Заказывают значки, медали. Отвечает за это все один из тогдашних заместителей Германа Грефа по фамилии Жданов. И вот как-то он пожаловался Ярославу Кузьминову, что задача есть, а ни сценария, ни концепции – ничего нет. Кузьминов, недолго думая, от широты души предлагает: «А вот у нас есть Осипова, начальник управления, она вам все сделает».

Первая встреча в министерстве прошла под знаком того, что я, посмотрев то, что они уже подготовили, раскритиковала их в пух и прах. Дала советы, как и что, на мой взгляд, лучше сделать и мы расстались. Министерство выделило начальника департамента по кадрам Марину Овсянникову для связи со мной.

Была вторая половина августа. Соответственно, у меня и подготовка ко дню первокурсника, и открытие новых факультетов и дни открытых дверей, а тут еще 200-летие Минэкономразвития на меня свалилось.

Первый раз мы сидели с Мариной до часу ночи, прорисовывали разные идеи. Остановились на том, чтобы провести праздник в Большом театре, и пригласить на него артистов Мариинского театра. Так сказать, показать единение двух столиц, сотрудничество и т.д. Театры между собой тоже соперничали и конфликтовали, поэтому в таком совместном празднике имелся еще и скрытый смысл их примирить.

Стали проговаривать более конкретно. Я, конечно, большой «специалист по балету», но  меня «понесло». Предлагаю, что одно действие может исполнять Мариинка. Второе – Большой театр. Сделать все ложи «именными», назвав их именами министров экономики за последние 200 лет. Сделать ложу Ясина, Грефа и др. А при входе всем раздавать маски Грефа, Ясина, Уринсона и других действующих лиц тогдашней экономики.

Пятница, около часа ночи, мы закончили. Марина говорит, что завтра утром в субботу едет к Грефу. И надо успеть, потому что потом он едет в командировку и решение затянется.

А известно, что Греф – ночной человек. «Поезжайте к нему сейчас», – посоветовала я. Марина поехала. Около трех ночи она встретилась с Грефом, ему все безумно понравилось. Прежде всего, сценарий резко выделялся из всех, которые все остальные министерства собирались устраивать. У них все было по классике, с президиумом. По поводу масок ему тоже понравилось, но это он решил не делать. Эльвира Набиуллина, тогда его заместитель, тоже безумно смеялась.

В общем, понравилось и Набиуллиной, и Грефу, они со всем согласились. И с Большим театром, и с Мариинкой, и с отсутствием президиума.

И вот середина октября, Большой театр. Меня и мою сотрудницу приглашают на праздник, приглашают руководство Вышки. Мы оказываемся рядом с Якобсоном, который входит в оргкомитет по подготовке к десятилетию ВШЭ, до которого остается чуть больше месяца. И вот он видит, что на сцене показывают фильм, потом Греф вышел с поздравлениями и ушел, а потом танцуют. Все, что было придумано, состоялось.

Якобсон проникся: «Ну, если двухсотлетие МЭРТ в Большом театре можно проводить без президиума, то мы тоже можем». И это оказалось решающим. Дальше у меня уже не оставалось почти времени на подготовку.

Тем не менее, 27 ноября в Колонном зале Дома Союзов состоялось празднование десятилетия. Греф опоздал, и мы как раз с Мариной его встречали. Марина нас познакомила и сказала, что именно я придумала празднование в Большом и здесь отвечаю за юбилей Вышки. Мне это было  очень приятно. Мало кто из министерских работников любит кому-то отдавать идеи, когда их можно приписать себе.

Потом я встречала Грефа в Вышке на разных мероприятиях, он мне грамоту как-то вручал и каждый раз он вел себя доброжелательно и так, будто мы старые хорошие знакомые. Потом он узнал, что я Андрюшина мама, а к Андрюше он тоже хорошо относился.

После празднования 10-летия Вышки ректор задумал провести серьезные реформы. В частности, из моего управления было решено сделать пять управлений, оставив меня руководителем одного из них. Зарплата, штат – все сохранялось. Я сказала, что я уйду, потому что мне это неинтересно.

Все окружающие пытались убедить Кузьминова, что хорошо бы со мной поговорить. Но он сказал, что в этом возрасте уже никто не уходит. Я, тем не менее, ушла. Той деятельностью, которой занималось УПСО, потом стало заниматься несколько подразделений с гораздо большими бюджетами, где работало в разы больше сотрудников. Но это было уже без меня и не было моей заботой.

Но просто так уйти – это же тоже неинтересно. Прощальную вечеринку я устроила красивую, с фруктами, пирожными, выпивкой. Вместе со мной уходило еще несколько человек. Собралось довольно много народу из Вышки, наши друзья и знакомые, кто-то со стихами, кто-то со слезами, но все так, очень красиво.

И тут заходят Шохин с Кузьминовым с маленькой бутылочкой коньяка и большой трехлитровой бутылкой красного вина. И произносят примерно такой текст, мол, когда эта бутылка коньяка у меня закончится (а все знали, что я, кроме коньяка, ничего больше не пью), чтобы я возвращалась в Школу. А вот эти три литра – чтобы они все пили кислое вино, чтобы им было кисло без меня.

Потом Кузьминов зачитал приказ, что нам выплачивается трехмесячная зарплата в связи с уходом, и так оглядывается по сторонам, и говорит: «Это как раз, чтобы окупить ваши затраты на сегодняшний стол». Так закончилась история с двухсотлетием Минэкономразвития и десятилетием Высшей школы экономики и моей работы в Высшей школе экономики, которая в общей сложности заняла меньше пяти лет. Я пришла в июле 1998 года, а ушла в феврале 2003 года.

Спустя 10 лет мне было очень приятно прочитать такое о себе в юбилейном альбоме ВШЭ «Нам 20 лет». Андрей Вершинин написал так: «В 1998 году был официально приглашен на работу в Вышку. Пригласила меня Наталья Михайловна Осипова. Это было очень красивое приглашение. Я работал в Болгарии с детьми, она приехала туда в отпуск, и деваться мне было некуда – впереди море, позади горы. Сделала предложение, сказав, что мне пора уже иметь зарплату и заниматься всем этим профессионально.

Для меня Наталья Михайловна Осипова – это именно тот человек, который вдохнул жизнь во внеучебную работу. В те годы она была еще и начальником Управления по связям с общественностью. Тогда как раз шло становление, появились первые КВН. Это был труд большой команды людей. Очень многое зависит от команды и от руководителя этой команды».

И еще, думаю, что меня до сих пор помнят, не потому, что я Андрюшина мама, а потому что они каждый год празднуют день рождения Вышки, потому что каждый год происходит награждение «Золотой Вышкой» – традиции, мной заложенные, оказались жизненными, отвечающими Вышке по духу.

Комментарии закрыты.